Что говорят исследования о собаках
Собаки иногда бывают в самом центре внимания ученых. Они живут рядом с нами тысячилетия, но лишь не так давно исследователи заметили, как хорошо они нас знают и как научились жить в гармонии с нами. Благодаря результатам исследований мы можем лучше понять наших четвероногих друзей и применять такие знания для их самой эффективной дрессировки. Вот результаты нескольких исследований, которые могут быть полезными не только для дрессировщиков, но и для всех хозяев собак.
Источник: Shutterstock
В одном исследовании проверялось, понимает ли собака, кто считается получателем команды, поданной экспериментатором. В комнате находились два человека и собака. Экспериментатор и помощник стояли лицом друг к другу, а собака на незначительном расстоянии от них, так что они все образовывали треугольник. На начальной стадии экспериментатор поворачивался к собаке и подавал команду “стоять”. Во всех испытаниях собаки выполнили задание. На другом шаге экспериментатор был отвернут от помощника и собаки. Он давал команду, а потом смотрел на помощника. В данном случае только 27% собак выполнили задание. Вероятнее всего, собаки поняли, что команда была адресована не им, а помощнику. Если во время исследования экспериментатор произносил команду, не глядя ни на собаку, ни на помощника, 55% собак выполняли задание. Это исследование показывает, что собаки восприимчивы к ориентации нашего лица и обращают на то внимание, в чью сторону направлена команда.
Вместо этого исследование, проведенное под управлением японского исследователя Фукузавы, показало, что собаки обращают большое внимание на первые явления в команде. Собакам давали команды “сидеть” (sit) и “ко мне” (come) и их модифицированные формы (“чит” t?It, “сАт” s?t, “сик” slk, “томе” tm, “кЭме” ki:m, “коФе” kf). В общем, собаки показали сниженное поведение на все измененные формы команд, но мы выявили, что очень главным для них считается начало команды, поэтому важно, чтобы наши команды имели различное начало.
Источник: iStockphoto/Thinkstock
Из многих исследований мы также знаем, что для собаки команда, которую мы даём, — это не просто слово. Собаки запоминают не только слова, но и то, как мы произносим команду, и также высоту голоса, которым мы ее произносим. Команда “сидеть” очень часто произносится спокойно и низким тоном. С другой стороны, “мне” произносится быстро и громче. Если мы вдруг произнесем команду “сидеть” высоким писклявым тоном, большая вероятность, что наш воспитанник не поймет, что имеется в виду. Более того, собаки ощущают наши эмоции по голосу. Если мы хотим, чтобы наш пес шел к нам на прогулке, мы должны знать, что он придёт к нам быстрее, если мы позовем его высоким тоном, а не низким. Важно, чтобы мы не понижали и не заостряли собственный голос. Собака сразу же распознает раздражение в нашем голосе и станет еще более неохотно приближаться к нам, во избежание наказания.
Пожалуй, хозяев собак не удивят результаты одного недавнего исследования, где рассказывается, что собаки учатся у нас определенному поведению. В одном исследовании, проведенном под управлением этолога Адама Миклоши, собак поместили за V-образным забором. По другую сторону забора, буквально в досягаемых пределах их рта находилось лакомство или игрушка. Чтобы добраться до еды, собаки сначала должны были отойти от нее, чтобы можно было обойти ограждение. Большинство собак решили задачу с 6-й попытки. Но, когда собаки могли видеть за собственными хозяевами или незнакомцами, когда те перемещались, чтобы положить еду или игрушку по другую сторону забора, результаты были заметно лучше. Некоторые собаки выполнили задание с первой попытки! Более того, для них не имело значения, был ли человек, за которым наблюдали собаки, хозяином или незнакомцем.
В ином исследовании, проведенном под управлением Сью Маккинли с факультета зоотехнии Университета Де Монтфорта, собак учили приносить конкретную игрушку при помощи инструментального обусловливания с положительным подкреплением, т.е. похвалой или лакомством, или при помощи моделирования. В моделировании собаки наблюдали, как один человек определял игрушку по имени и передавал ее второму, который в награду возвращал игрушку первому. Оказалось, что оба метода были эффективны для того, чтобы заставить собак определить и взять игрушку, но в зависимости от собаки, один метод был более продуктивен, чем другой. Это может быть связано с тем, что благодаря моделированию собака может научиться определять игрушку по наименованию, однако это не приводит к ассоциации с положительным подкреплением, что имеет место при инструментальном обусловливании.
Безусловно, сегодня мы знаем о собаках намного больше, чем 20 лет тому назад. Результаты многих исследований дают возможность нам перевести их в меры по обучению, чтобы быстрее и лучше достигать результатов, радуя себя и собственных питомцев.